Определение остаточной девиации может быть полным и частичным. Полное — это часть девиационных работ, оно производится после уничтожения девиации магнитного компаса, однако может быть произведено и в других случаях, когда в этом появляется необходимость. Определяют девиацию в тихую погоду и при хорошей видимости, без крена и дифферента судна. При этом все подвижные ферромагнитные предметы должны быть закреплены по-походному. При полном определении девиации все способы сводятся к сравнению наблюдаемых с помощью главного компаса компасных пеленгов КП (ОКП) с вычисленными значениями магнитных пеленгов МП (ОМП): δ = МП — КП; δ = ОМП — ОКП. Определение девиации путевого магнитного компаса производится по сличению курсов с главным компасом, так как первым нельзя производить пеленгование. Частичное определение девиации магнитных компасов производится во время плавания. Для этого определяют поправки компасов при всех возможных случаях и как можно чаще для каждого нового курса судна. Если судно следует постоянным курсом, то такие наблюдения производятся на каждой вахте или не реже двух раз в сутки: после восхода Солнца и незадолго до его захода. При частичном определении девиации вначале определяют поправку магнитного компаса, а затем, исключив из полученной поправки величину магнитного склонения, получают девиацию на данный компасный курс:δ = ΔМК — d У дистанционного магнитного компаса остаточную девиацию определяют на основном компасе (датчике) и одновременно определяют погрешность дистанционной передачи по всем репитерам. Для этого сличают показания курсов по основному компасу и по репитерам. Если по основному компасу невозможно определить девиацию, то ее определяют по одному из репитеров, снабженному пеленгатором.
Определение девиации по пеленгам створов, истинное направление которых известно. Сущность этого способа заключается в том, что в момент пересечения линии створа замечают с точностью до 0,1° его пеленг по компасу. При сравнении истинного направления створа с его компасным направлением получают поправку магнитного компаса. Из нее вычитают значение магнитного склонения данного района на год плавания и получают девиацию на данный курс. Обычно на акваториях портов устраивают специальные девиационные полигоны, служащие для уничтожения и определения девиации. На этих полигонах устанавливают створные знаки (их бывает различное количество), истинное направление которых точно определено. В районе полигона известно также с высокой точностью и склонение. Сведения об истинных направлениях девиационных створов на полигонах приводятся на картах или в лоциях, а иногда в специальных изданиях. Определяют девиацию в следующей последовательности: 1. Ложатся на выбранный компасный курс (на восемь главных и четвертных компасных курсов при полном определении остаточной девиации) так, чтобы до начала наблюдений судно удержалось на курсе около 1—2 мин, что необходимо для стабилизации магнитного состояния судна и преодоления картушкой инерции.
2. До прихода на линию створа устанавливают нить предметной мишени на задний створный знак и удерживают ее на этом знаке до прихода на линию створа. В момент, когда знаки состворятся, быстро замечают ОКП (ГКП — для определения ΔГК). 3. Все действия повторяют на других выбранных компасных курсах. Если при определении девиации или поправок компасов судно пересекает не один створ, а веер створов (три или четыре, как это обычно бывает на девиационных полигонах), то девиацию на каждом курсе (а равно и поправки компасов) определяют по каждому створу, а ее действительную величину рассчитывают как среднее из наблюденных на курсе девиаций:
где где δi, ΔМКi, ΔГКi, — величины девиации или поправок компасов на данном курсе, определенные по одному из створов;ОМПi ОИПi — обратные магнитные или истинные пеленги каждого створа;ОКПi — обратные компасные пеленги каждого створа;δ, ΔМК, мГК — средние из полученных девиаций и поправок компасов, т. е. действительная их величина на данном курсе.
Определение девиации по пеленгам створа, направление которого неизвестно. Если в районе определения девиации нет створа, направление которого известно, но на берегу имеется хорошо видимый с моря и достаточно чувствительный створ двух ориентиров (или веер створов), то для определения девиации можно воспользоваться последним. Для этого необходимо лечь на восемь главных и четвертных компасных курсов и на этих курсах взять восемь компасных пеленгов выбранного створа (веера створов). Средний из взятых восьми компасных пеленгов может быть принят с достаточной степенью точности за магнитный пеленг створа, т. е.
Определяют девиацию в следующей последовательности.1. Выбирают на берегу два хорошо видимых ориентира (или несколько ориентиров, которые образуют веер створов) так, чтобы их разнос знаков d был не менее одной мили. Расстояние D от судна до переднего знака не должно превышать 3—4 мили.2. Составляют схему маневрирования, в которой предусматривают время нахождения на курсе до пересечения створа, необходимое для установки картушки компаса в равновесное положение (1—2 мин до пересечения створа).3. На каждом курсе берут компасные пеленги створа (см. п. 2 предыдущего способа).4. Рассчитывают магнитный пеленг створа.5. Сравнивают компасные пеленги с рассчитанным магнитным и получают девиацию по заранее подготовленной схеме:
6. Для проверки правильности расчетов магнитного пеленга после вычисления девиации берут суммы всех положительных и всех отрицательных девиаций. Если они равны или разница между ними не превышает 0,5°, то расчет верен. В противном случае необходимо заново рассчитать магнитный пеленг. Поправку магнитного компаса для любого курса можно определить по формулам:ΔМК = ОИП — ОКП;ΔМК = ИП-КП,а поправку гирокомпаса по формулеΔГК = МП + d — ГКП. При этом ГКП необходимо брать на первом курсе, пока гирокомпас не накопил погрешностей за время маневрирования. Знание величины магнитного склонения в районе будет ощутимо влиять на правильность определенной поправки ΔГК